Рождество Ли Лаогуаня /рассказ/

СТРАНИЦА 1

Фань Вэнь
Журнал «Шиюэ», 1995г., №3

1

Когда до празднования рождества древнего и далекого Иисуса Христа оставалось чуть более полумесяца, Ли Лаогуань торжественно покинул родное селение Ласточкино Гнездо. Сказать торжественно - ни чуть не преувеличить: в день отъезда Ли Лаогуаня, начальник Лю - глава администрации села Аньси, вышестоящей инстанции для Ласточкиного Гнезда , и начальник Чэн -заместитель старосты деревни Цзяован, которая является вышестоящей инстанцией для села Аньси, специально прибыли проводить Ли Лаогуаня в дальний путь. Более того, заместитель старосты Чэн прислал трактор, так что Ли Лаогуань отправлялся как бы спецрейсом. Почему трактор? Так ведь от конторы Аньси до деревни Цзяован есть только одна проселочная дорога, да такая разбитая, что ни одна машина по ней не пройдет. К несчастью, из Ласточкиного Гнезда до Аньси нет даже такой дороги, поэтому Ли Лаогуаню пришлось таки преодолеть два крутых перевала на своих двоих. Путь по горной дороге занял около четырех часов, на этом отрезке Ли Лаогуаня сопровождал только новый староста Ласточкиного Гнезда, его дальний родственник, Ли Шимин.

Трактор, тарахтя, подскакивал и раскачивался на ухабистой, извилистой как баранья кишка проселочной дороге. Ли Лаогуань, глава администрации Лю и заместитель старосты Чэн, словно неслись на плоскодонке по бурному потоку. Они мало обращали внимания на такие неудобства, как ни в чем не бывало передавали друг другу сигареты, беседовали о том о сем. (Само собой, заместитель старосты, и глава администрации угощали Ли Лаогуаня). Время от времени обменивались приветствиями с идущими пешком в Цзяован крестьянами. В горах мало новостей, жители Ласточкиного Гнезда еще несколько дней назад знали, что руководство села пришлет трактор проводить Ли Лаогуаня, чтобы тот поехал в город, нашел своих сыновей и достал денег для ремонта сельской дороги и строительства водохранилища в Ласточкином Гнезде. Сын Ли Лаогуаня далеко пошел – профессор! Крестьяне провожали глазами Ли Лаогуаня, восседающего на тракторе старосты и дымящего сигареткой, которой угостил его староста, круче не бывает! “Похоже, как забьем новогоднюю свинью в этом году, придется первым делом пригласить Ли Лаогуаня,” – балагурили между собой сельчане. В последний раз они видели на этой дороге технику больше года назад, когда из департамента здравоохранения ООН с инспекцией приезжал бородач со странным именем, что-то вроде Браун, и тогда заместитель старосты Чэн тоже вызывал трактор, чтобы доставить гостя к месту назначения. “Посмотрите на Ли Лаогуаня, начальство воздает ему такие же почести, как иностранным гражданам,”— сказал какой-то человек – сразу было ясно, что он почитывает газеты и знает толк в официальной лексике.
В деревне Цзяован заместитель старосты Чэн организовал в честь Ли Лаогуаня банкет с собачьим мясом и отборной местной водкой. Кроме идиотских выражений вроде «Староста…староста… да как же…позвольте мне…», которые демонстрировали его потрясение, но имели мало смысла, Ли Лаогуань не нашел слов, чтобы выразить свою признательность. На банкете собралось много больших «шишек», известных всей округе – взять хоть секретаря деревенского парткома Чжао, командира гарнизона Чжана, начальника милиции Гао, директора комитета по науке и технике Вана, еще начальника чего-то там - не вспомнишь чего…в общем, как расскажет впоследствии Ли Лаогуань своим немало повидавшим на этом свете сыновьям: большой-большой стол, и за этим столом одни только высокие чины, и все произносят тосты в мою честь, говорят, что пришли специально, чтобы проводить меня! Похоже, что в прошлой жизни я, Ли Лаогуань, не особенно много нагрешил, кому еще из нашего Ласточкиного Гнезда выпадала когда такая честь? Вот вернусь домой, буду три дня три ночи жечь благовония, благодарить бога… Выпившие не одну бочку чернил в большом городе сыновья, никогда и в грош не ставившие чиновников, только хмыкнут на это.

На том банкете с собачьим мясом просидели никак не меньше трех часов, загулялись так, что опоздали на рейсовый автобус. Немало захмелевший заместитель старосты Чэн махнул рукой: «Ничего страшного, Ли Лаогуань, ты…оставайся-ка ты в деревне еще на день!» Так и получилась, что впервые за свою долгую жизнь Ли Лаогуань поселился в правительственной гостинице – белые как снег простыни, пододеяльник, электрическое освещение, даже черно-белый телевизор, и, само собой, вода в кранах. Как у вас в квартире, повернешь ручку наверху, и из крана, журча, потечет вода. Тот иностранец из ООН тоже спал в этой комнате, мне даже как-то не по себе было! Об этом так глубоко потрясшем его событии Ли Лаогуань тоже поведает своим сыновьям. В тот момент младший сын как раз будет готовить рождественские подарки, знак почтения к далекому Иисусу Христу, и, кажется, снова хмыкнет.

2

Очень скоро Ласточкино Гнездо может прославиться как самая удивительная деревня Китая, ученые интенсивно проводят изучение и исследование этого поселения. Приезжал из ООН бородач по имени Браун, приезжали несколько специалистов из провинции и из Пекина, увешанные аппаратурой корреспонденты тоже приезжали. В Ласточкином Гнезде наступило оживление, какого там сроду не бывало. Почему же место, которое служило этим людям домом более двухсот лет, неожиданно так заинтересовало людей из-за гор? Да потому что домом всем жителям Ласточкиного Гнезда служит одна большая пещера! Пятьдесят или шестьдесят семей, более двухсот человек, пещера – как большое здание, все селение – квартиры в этом доме, в квартирах выстроены только стены, а свод пещеры – это большая природная крыша. Хоть на часах истории уже и 90-е 20 века, все равно еще есть люди, живущие в пещерах, специалисты называют их “современные пещерные люди” и говорят, что они имеют важную исследовательскую ценность в культурно-историческом аспекте. Если бы удалось отремонтировать дорогу, здесь можно было бы открыть туристический объект, и зарабатывать немалые деньги на туристах в этом горном, с бедной почвой районе. Такая возможность появилась здесь уже несколько лет назад, но чиновники, вопреки всему, не обращают на это никакого внимания.

Более двухсот лет назад, во времена правления династии Цин, предки семьи Ли, скрываясь от военной смуты и бедствий, переселялись из Цзянси в Цзянфу и обратно, их скитания продолжались несколько поколений, пока не нашли они эту заброшенную пещеру и не сделали ее своим домом. Они прожили в пещере более двухсот лет, не ведая никаких неудобств, и никогда не желая выделиться, чтобы вызвать интерес и любопытство у приезжих. Ученые специалисты, головы которых переполняло любопытство и сомнение, перевалив через горы и с трудом добравшись до Ласточкиного Гнезда, принесли заранее приготовленные вопросы. На эти вопросы, наверное, даже пятилетний ребенок смог бы ответить. Например: вы знаете, когда образовалась Китайская Народная республика? Слышали о Культурной революции? Кто сейчас генеральный секретарь коммунистической партии? Что вам известно о четырех основополагающих принципах? Вы знаете, какой высоты дома за горами? На что жители Ласточкиного Гнезда, улыбаясь, отвечали: “Товарищи чиновники, какие глупые вопросы вы задаете! Разве наше Ласточкино Гнездо не такое же, как остальные села? В семье Ли Лаогуаня двое сыновей закончили университет, оба живут в центральном городе провинции. Мой племянник служит в армии заместителем командира роты и носит на плечах погоны с двумя звездочками. Мы знаем куда больше того, о чем вы спрашиваете. Вы говорите дома, а разве дома лучше нашей пещеры? Зимой – тепло, летом – прохладно, и солнце не печет, и дождем не заливает. А как же не знать об освобождении? Из нашей семьи Ли вышел командир партизанского отряда, однако судьба у него несчастливая, так получилось, что уже после Освобождения его убили бандиты. Не говорите о четырех основных принципах, про происки империалистов мы в курсе. Вы, товарищи правительственные работники, видно плохо учились, и нам кажется, что вы многого не знаете из того, что знаем мы”.

Фактически эти, так называемые, “современные пещерные люди” не были такими замкнутыми, настороженными и невежественными, как думали те ученые и специалисты. Давно, сразу после освобождения, Ласточкино Гнездо, где жили люди клана Ли, стало административной единицей нового государства, и в других отношениях не отставало от остального мира. Во время земельной реформы в Ласточкином Гнезде тоже поделили на наделы земли нескольких зажиточных крестьян. И потом Ласточкино Гнездо не отставало, появлялись кооперативы, народные коммуны. Организовали производственный отряд в составе народной коммуны Аньси, так же как и все двигали производство и строили социализм. Когда началась компания по выплавке стали, у Ласточкиного Гнезда даже был шанс выбиться в лидеры – тогда в пещере обнаружили большие залежи селитры, и если при выплавке добавлять некоторые составляющие, то можно было делать динамит. В том году в пещере и за ее пределами пылали печи, было много шума, следы копоти остались на сталактитах свисающих со стен и потолка. Селитры плавили очень много, и нередко завоевывали почетный вымпел, но лес на несколько километров вокруг пещеры вырубили подчистую. Чтобы плавить селитру, нужен огонь, а огонь горит только когда есть дрова.

Через много лет жители села начали пожинать плоды вырубки леса. Фактически село стоит на известняковой земле: много камней, мало почвы. После того, как вырубили деревья в горах, дожди начали смывать почву, когда дождевая вода ушла, остались только голые камни, даже трава, и та теперь не растет. Нет деревьев, чтобы удерживать землю и сберегать воду. Уже много лет жители испытывают острую нехватку воды, раньше в пещере било несколько родников, но население увеличилось, и они пересохли. Снаружи пещеры люди выкапывали колодцы для сбора дождевой воды. Приходит сезон дождей, вода набирается в колодец, постепенно повышается ее уровень, и вместе с этим в сердцах жителей постепенно появляется радость и надежда. Сезон дождей проходит, приходит засуха, вода в колодце больше не поднимается, как не растут дальше созревшие колосья. Вода идет на нужды людей, скота, посевов, и день за днем постепенно уменьшается ее уровень, пока на дне не останется ни капли. Жители Ласточкиного Гнезда называют такой способ получения воды “выращиванием воды”. Пусть это не стандартная китайская лексика, но достаточно точная. Вода здесь не поднимается из-под земли и не подводится, она скапливается в ямах, которые выкопали люди; посевы, лесные насаждения все выращивается одинаково. Конечно, “выращивание” воды очень ограничено, обычно не получается обеспечить селян водой на весь год, жители вынуждены обходиться без воды по два, иногда три месяца, а в засушливый год этот срок еще длиннее. В такие периоды жители Ласточкиного Гнезда через горные перевалы ходят за водой в ближайшие деревни. Для этого им нужно взять с собой кувшин, сухой паек и полдня идти по горной дороге. Чтобы не так неловко было просить у соседей воду, некоторые стали специально выдавать замуж дочерей и женить сыновей на жителях соседних селений.
В администрации давно хотели решить проблему водоснабжения Ласточкиного Гнезда. После того как приезжал бородач из ООН, эта задача выдвинулась в число самых неотложных. Бедность бедностью, но нельзя позволять иностранцам видеть наше жалкое положение, так ведь? Пусть придется еще туже затянуть ремни, проблему любым путем необходимо снять. Но где администрации взять денег?! И вот два года назад, с двумя предпринимателями из Чжэцзяна открыли завод по производству зонтиков. Сами прогорели на сто с лишним тысяч, да это еще что, эти чертовы чжэцзянцы еще и умыкнули несколько десятков тысяч. Судя по результатам на сегодняшний день, лучше было бы, если бы этот несчастный зонтичный завод вообще никогда не открывался: чем дольше он работал, тем больше приносил убытков. А эти, мать их так, чжэцзянцы уже давно перестали появляться на селе.
Пригласили в Ласточкино Гнездо инженера, он предложил за пределами селения построить водохранилище на тысячу кубов, оно однозначно разрешит постоянную проблему нехватки воды. Стоить это будет 50-60 тысяч, естественно селяне будут работать сами и бесплатно – это их обязанность. В селе говорили, что это как раз тот случай, когда предки “посадят” воду, а потомки будут пожинать плоды. Но цемент, динамит, приглашение главного инженера все это тоже требует денег. 50-60 тысяч – не такая уж и большая сумма, но за последние месяцы в администрации села, от председателя до секретаря, никому не выплатили зарплату, не говоря уже о сельских учителях, врачах, лесниках и других работниках. “Все эти сволочные чжэцзянцы, черт бы их побрал! Обманывали бы богатых гуандунцев!” – ругались селяне.


СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА



Хостинг от uCoz