У Сун /Рассказ/

СТРАНИЦА 1

Хуа Ся
Журнал «Шиюэ», 1997, №6

Имя свое я получил от отца. Он надеялся, что я вырасту и стану настоящим героем-храбрецом. Отец никогда меня не видел, еще до моего появления на свет он отошёл в мир иной. После его смерти у матери появилась навязчивая мысль изменить моё имя, но, по многим причинам, это намерение так и не осуществилось. Впоследствии она решила, что можно продолжать называть меня У Суном, но изваять из меня человека, совершенно не похожего на любившего напрашиваться на неприятности У Суна династии Сун. Должен сказать, моя мать в этом преуспела.
В нашей семье из поколения в поколение передавались традиции Ушу, мой прадед был в своё время одним из лучших мастеров «ладони восьми триграмм». Непобедимый мастер боя Ван У, о котором снято много фильмов, был одним из его немногочисленных учеников. Смелого Ван У, спасшего наследника Тан Сытуна и многих других людей, преследовали и убили правительственные войска, изрешетили пулями и моего прадеда, который поспешил на помощь любимому ученику. В середине 80 годов, к нам домой несколько раз приходили люди из одной Гонконгской кинокомпании, хотели вытянуть больше историй, имеющих отношение к моему прадеду, готовились снимать фильм о мастерах ушу, но моя мать резко им отказала. Так как знания сценаристов об этом периоде истории, о моём прадеде были малы и туманны, а выдумывать они не решились, планы снимать этот фильм оставили на полпути. Если бы моя мать не заняла такую позицию, боевая слава моего прадеда давно бы уже стала общеизвестной.
Мой дед – трагическая загадка нашего рода, разгадка не найдена до сих пор. Говорят, что он с детства изучал ушу, превзошёл своего учителя, углубил и развил учение прадеда, его мастерство достигло совершенства. Ещё в молодые годы стал широко известен в Улине. Дед был образованным, справедливым, смелым и знающим человеком, пользовался уважением у представителей всех направлений Ушу. Враги Улиня были один за другим повержены дедом. Если в Улине возникали споры и тяжбы, деда просили вынести решение и восстановить справедливость. Зачем деда зверски убили на улице, отрубили голову? Кто убийца? Почему? До сих пор все это клубок загадок. Это дело вызвало огромный резонанс, много мастеров Улиня пытались раскрыть преступление, но никто в этом так и не преуспел.
Мой отец после освобождения* был приглашён Госкомитетом по делам физкультуры и спорта на пост главного тренера команды страны. Он стал также преподавателем Ушу в Пекинском военном гарнизоне. Говорят, отец и маршал Хэ Лун как-то даже сфотографировались вместе. Во времена беспорядков снимок сгорел.
Вскоре началась «Культурная революция»**. Отец позволил себе какую-то неосторожную фразу, его схватили и принялись избивать. Когда избивали отца, какой-то хунвэйбин*** плюнул ему в лицо, отец сбил его с ног одним ударом в подбородок. За это отца привязали к толстой деревянной свае кожаными ремнями и заживо забили палками.
Эта картина заставила всех ужаснуться. После смерти отца прошло пять месяцев, и на свет из утробы матери появился я.
Прадед, дед, отец три мастера Ущу, три героя-рыцаря с далеко распространившейся боевой славой, все умерли не своей смертью. Уж и не знаю -случайно или на небесах было так предначертано.
Мать испугалась, она не хотела, чтобы трагедия предшественников повторилась со мной, поэтому она несколько раз хотела изменить имя, данное мне отцом до моего рождения. Впоследствии, мать задалась целью, чтобы моё воспитание было полностью непохожим на то, какое получили мои предки, полностью не таким как у У Суна династии Сун, хотя продолжала называть меня этим именем.
Меня зовут У Сун, это имя я ношу уже целых тридцать лет, я оправдал надежды матери, я всё время рос согласно её пожеланиям. Сначала я был послушным и смышлёным пай-мальчиком, потом я стал добропорядочным мужчиной, всегда держащим себя в рамках приличий. Я не изучал ушу, совсем не изучал. Не только не знал ушу, но, из-за строгого запрета матери и своего доброго и покладистого характера, я даже к оружию, палкам не прикасался. Согласно желаниям матери, я держался на расстоянии от всякой грубости и насилия.

С младшей до средней школы, со средней школы до университета, я не дрался с одноклассниками, не перечил учителям. Хотя я был усердным, усердным даже сверх меры, но я так и не стал учеником «три хорошо» - хорошо учиться, хорошо разбираться в политике и иметь хорошую физическую подготовку. Успехи в учёбе у меня были превосходные, я строго соблюдал дисциплину - два первых пункта всегда были отличными, отставала только физическая подготовка. Мои успехи в физкультуре самое большее, тянули на удовлетворительно, никогда не достигали отличных. Моя мать на счёт этого пункта была очень довольна. Хотя моя физподготовка никогда не была отличной, однако я имел крепкое здоровье, очень мало болел. Когда ходил в среднюю школу, меня хотели пригласить в спортивную команду: бег на длинные дистанции, лёгкая атлетика, различные виды игры в мяч и т.д. Я вернулся домой посоветоваться с матерью, она была непреклонна, я отказался.
Моя мать сказала, ни от какой команды нет пользы, ты должен только хорошо учиться и всё. Ни в какой спотркоманде мы не участвуем, спорт приходит – спорт уходит, спорт разбалтывает людей. Как только спорт разболтает человека, тот сразу выходит из рамок дозволенного, нарывается на неприятности, и непременно навлекает несчастья на свою голову.
Твой отец, твой дед, твой прадед всю жизнь занимались ушу, и ни один не закончил тихо и спокойно свою жизнь, они слишком распустились, не мирились с судьбой, и это обернулось потом против них самих.
Я с детства прислушивался к матери, я понимал, как трудно матери меня растить. Еще до моего появления на свет она начала жить вдовой, жизнь была тяжёлой, я не мог не слушаться. Что мать говорила, то и делал. Я не стал заниматься в спортивной команде. Я не принимал близко к сердцу то, что я не стал учеником «три хорошо». Вот если бы мать расстроилась, я мог бы умереть от переживаний.
Мать сказала мне, что терпение и уступчивость – это добродетели. Еще сказала, что понести убытки – это счастье, что отступление на один шаг открывает беспредельные просторы, стоит немного потерпеть, и всё будет тихо и благополучно. Я запомнил все её слова. Среди моих одноклассников были особенно озорные, они обижали меня, я не обращал на них внимания, я не сопротивлялся, не давал сдачи, я с ними говорил о справедливости. В последствии они поняли, что оскорблять меня нет никакого интереса, перестали ко мне цепляться.
Меня стали считать хорошим мальчиком, мои отношения с людьми складывались удачно, очень многие озорные дети стали моими друзьями. Мать не позволяла мне общаться с этими детьми, но я сказал, что делаю это только для видимости, что если к ним относиться холодно, это может их задеть. Мать выслушала мои слова, покачала головой, сказала, что, наверное, так правильно.
Когда я перешёл в третий класс средней школы,**** случилось следующее: учитель физики у доски объяснял урок, когда он повернулся к доске написать что-то, один одноклассник из рогатки глиняной пулей стрельнул ему в ухо. Тот одноклассник был моим соседом по парте и самым озорным учеником класса, звали его Дин Куань. Учитель физики был новым учителем, не знал обстановки, не знал, кто в этом классе хороший, а кто озорной прохвост. Дин Куань хотел с первых же дней показать себя новому учителю, поэтому выстрелил из рогатки ему по уху. Когда глиняная пуля попадает в ухо, ощущения очень неприятные. Учитель физики, кипя от злости, повернулся, яростно стукнул кулаком по столу, громко прорычал одно слово: «Кто?»
Когда Дин Куань прятал рогатку в стол, то, возможно из-за волнения, он не смог затолкать ее в портфель, который лежал в ящике стола, а уронил на пол, упала она под моими ногами. Учитель физики, словно спустившийся с горы свирепый тигр, ринулся вперёд, наклонил голову и увидел под моими ногами ту рогатку. Он, не разбираясь, кто прав, кто виноват, схватил меня за волосы, стащил с места, влепил пару раз по зубам, ударил несколько раз по голове, от ударов я потерял ориентацию в пространстве. Потом он пинком вышвырнул меня из класса, я как тряпка упал на землю.
Впоследствии остальные учителя школы в один голос говорили учителю физики, что это дело, решительно, не мог сделать У Сун, ты, мол, избил не того. Ещё они сказали, что выстрелил из рогатки определённо Дин Куань – сосед У Суна по парте. Они предложили учителю физики принести мне извинения. Учитель физики сказал, что раз учитель побил не того, так побил не того, приносить ученику извинения – неправильно. Он отказался извиняться передо мной.
Я неделю пролежал дома на кровати, всю эту неделю я ждал, что учитель физики придёт ко мне домой и извинится, но так и не дождался. Я не смог проглотил эту обиду, моя мать сначала тоже не могла проглотить эту обиду. На второй день мать сказала, что она обязательно должна пойти в школу поговорить с тем учителем физики, почему он позволяет себе так распускать руки. Она даже хотела поднять скандал.
Однако ей надо было заботиться обо мне, она не могла меня оставить. Через два дня настроение ее изменилось. Терпи, сказала она. Когда учитель бьёт ученика, это то же самое, что родители бьют ребенка. Только зачем так жестоко, тихо добавила она. Мать, в конце концов, так и не пошла в школу скандалить.
Эту обиду мать смогла стерпеть, я не смог. Когда я лежал на кровати и залечивал раны, я всё думал, что когда вылечусь, я обязательно должен отомстить избившему меня, этому дураку – учителю физики. Даже если бы я был ещё в два раза более порядочным, я бы и тогда не смог безропотно снести такое жестокое незаслуженное оскорбление. Через неделю с подбитым глазом я пришёл в школу, увидел того учителя физики, он по-прежнему не имел желания передо мной извиняться. Он вёл себя так, будто ничего не случилось. Такой его вид ещё больше укрепил мою решимость отомстить. Я тайком от матери сделал рогатку. За несколько дней я очень хорошо натренировался. Такими вещами я раньше никогда не баловался, но как только начал стрелять, был не хуже других детей. Я стрелял как настоящий мастер, очень точно, почти без промаха.
Однажды вечером я тайком зашёл на школьный двор, спрятался под деревом. Учитель физики в то время ещё не был женат, жил в школе. Место, где я спрятался, было прямо напротив двери его общежития. Всего я припас три камня, три округлых, не больших - не маленьких камешка. Я готовился всеми этими тремя камешками выстрелить в лицо этого дурака, учителя физики, самое малое, я рассчитывал вышибить ему один глаз. Я нисколько не волновался, погода сояла жаркая, однако я чувствовал холод. Учитель физики несколько раз входил, выходил, но так как рядом были другие учителя, я не мог выстрелить. В тени того дерева я ждал довольно долго, наконец, дождался. Первым же камнем я попал ему в лицо, во второй раз выстрелить я не смог. Учитель физики громко закричал, я решил воздержаться от продолжения, и как кошка выскользнул со школьного двора.
Я выстрелил недостаточно точно, не выбил ему глаз, только сделал рану на глазнице, очень глубокую рану. Эта рана, как говорят, повлияла на его зрение, я был очень рад. В противном случае, наказание за несправедливое избиение было бы недостаточно суровым.
Об этом я никогда никому не рассказывал, тем более своей матери. Если бы она узнала, то очень бы расстроилась, и это подорвало бы её здоровье. Я выбросил рогатку в туалете и решил, что больше никогда не буду баловаться такими игрушками. Кроме учителя физики не было никого, кто подозревал бы меня, так как я в школе был самым послушным ребёнком. Я не только ни с кем не дрался, но и не ругался ни одним грязным словом. Учитель физики в тот день попал в больницу. Там ему наложили шесть швов. Врач сказал, что это большая удача, что глаз не был выбит по счастливой случайности. Я думаю, что учитель физики понял, кто это сделал, так как после того, как рана на его глазу затянулась, он нашёл меня, признал, что он в тот раз по ошибке избил меня, и что он надеется, что я смогу простить его. Когда учитель физики это произносил, он выглядел очень искренним, глядя на шрам на его глазнице, я чуть не признался в своём злодеянии. Я прикусил язык. Мне очень хотелось сказать, Вам надо было раньше признать передо мной свою ошибку, и Вы не попали бы в эту беду. Я ничего не сказал. Я стоял перед ним тихий, подобно «висячей сопле». Я в глазах знающих меня людей всегда был висячей соплёй. Я на самом деле был соплёй.
Я, подобно «висячей сопле», ходил в начальную, среднюю школу, в университет, потом на работу, потом дожил до 30 лет. Когда мне было 23 года, и я только-только начал работать, умерла моя мать. Перед смертью она взяла мою руку и сказала, помни, человек должен быть честным, порядочным, скромным, жить тихо. Держись подальше от всяких проблем, ни в коем случае не геройствуй, а тем более не лезь на рожон. Я сказал, что я всё запомнил, когда я говорил, у меня слёзы лились рекой. Я обязательно должен делать так, как наказала мать, она очень переживала об этом. Я совсем недавно окончил университет, она умерла, и я не успел отблагодарить ее, я чувствовал свою вину перед ней, поэтому я записал ее слова в сердце и стал тихим и добропорядочным человеком. Я был тихим как висячая сопля, я был соплёй У Суном. Только бы мать не волновалась, ради этого я охотно стал соплёй У Суном.
За десять лет, с 20 до 30, я упустил минимум 50 девушек, и все они ни во что меня не ставили из-за моего характера. Я был очень порядочным, я не любил много говорить. Сегодняшние девушки все любят, чтобы им лапшу на уши навешали, любят жеребцов. Мужчина не плохой – женщина не любит, это я давно понял. Как-то раз, тыча мне в нос указательным пальцем, мой университетский товарищ Чжао Сюэгун сказал: «С таким характером, ты не только не найдёшь девушку, но и вызовешь у любой тоску. Ты это знаешь?» Я сказал, что знаю. Чжао Сюэгун сказал, если знаешь, мол, почему не меняешься? Я сказал, что уже не смогу измениться. Я был вылеплен своей матерью и стал слабым тюфяком, и я уже привык быть тюфяком.
______________________
* 1949 год – образование Китайской Народной Республики.
** «Культурная революция» продолжалась более 10 лет. Она нарушила нормальный процесс развития Китая и нанесла большой вред и ущерб стране.
***Хунвэйбины – фанатичная, обработанная маоистской пропагандой и наэлектризованная встречами с «великим вождём и учителем» молодёжь, которая ринулась на разгром партийных комитетов, органов власти, профсоюзов.
****Среднее образование в КНР состоит из нескольких этапов, 3-й класс средней школы соответствует 9 классу в России.


СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА



Хостинг от uCoz